Об этом пишет РБК-Украина с ссылкой на комментарий журналиста-расследователя Евгения Плинского. Об этом сообщают Контракты.UA.
«Когда власть говорит, что налог на посылки должен защитить украинский бизнес, то стоит уточнить, что подразумевается под термином «украинский бизнес»? Речь идет о ритейле «купи-продай китайский товар» или о реальном производителе в Украине, который производит продукт с добавленной стоимостью, имеет реальные производственные мощности, а не ангары для хранения китайских товаров?» - указывает журналист.
По его словам, украинские «перекупы» дешевого китайского товара должны вести борьбу за деньги покупателя не только ограничениями и агрессивным маркетингом, но и адекватной ценой.
Украинцы научились покупать товары напрямую в Китае, Британии и США, и это стало проблемой не реальных украинских производителей, а сегмента бизнеса, который построен на схеме перепродажи китайских товаров и хочет иметь монополию на эту перепродажу.
«Почему украинский покупатель, когда видит, что один и тот же товар стоит в Украине в три-пять раз дороже, чем в Китае, должен покупать его здесь, у перекупа, а не там, где дешевле? С большим уважением к «Розетке», «Авроре» и монополии «Эпицентра», но такую модель площадок перепродажи в основном китайских товаров никак нельзя поставить в один ряд с бизнесом, который действительно что-то производит и реально нуждается в защите со стороны государства», - указывает журналист.
По его словам, именно этот «купи-продай втридорога» бизнес, защищая свою модель работы, голосом различных бизнес-ассоциаций и лоббирует введение налогов на посылки, ведь им нужно ограничить прямой доступ украинцев к дешевым товарам за границей и продавать те же китайские товары дороже в Украине.
По данным автора, из общего количества в 73,5 млн посылок 99% приходится на недорогие посылки ниже беспошлинного лимита в 150 евро (72,9 млн на почти 59 млрд грн). А это менее 50% от общей суммы. Средняя стоимость таких посылок составляет 800 грн. А на остаток в 1% по количеству (601 тыс. посылок) приходится 61,6 млрд грн. Так что средняя стоимость каждой примерно 102 тысяч грн, что далеко за пределами беспошлинного лимита.
«Получается, что 1% посылок в деньгах занимает более 50% общей суммы и состоит из действительно дорогих отправлений, которые облагаются налогом по ставке 10% пошлины плюс 20% НДС. То есть свои 32% из суммы в 61,6 млрд грн государство уже получает. А это 19,8 млрд грн. Теперь же, снизив порог уплаты НДС до нуля, власть планирует обложить налогом и дешевый сегмент международных отправлений, которых по количеству 99%, а по стоимости менее 50%», - объясняет он.
Вместо этого, государство должно бороться с контрабандой и серой и черной торговлей, которая наносит бюджету гораздо больше ущерба, чем может принести гипотетический «налог на посылки». Кроме того, проверка более 73 млн штук посылок, которые прибыли в Украину в 2024 году - это коллапс таможни и почтовых служб, полный их паралич.
«По "Укрпочте" на сегодня 92% посылок имеют стоимость менее десяти долларов. Вы представляете, что на каждую нам понадобится один таможенник и двое сотрудников почты, десяток листов бумаги и часы времени и проверок», - добавляет он.
Напомним, в августе 2024 года Кабинет министров уже предлагал снизить ценовой порог для безналоговых посылок из-за границы - с нынешних 150 евро до 45. И ввести НДС для всех заказов в иностранных интернет-магазинах.
Инициатива содержалась в большом законопроекте о повышении налогов. Однако первое голосование осенью провалилось, после чего налоги на посылки решили выделить в отдельный законопроект.