пятница27 декабря 2024
podrobnosti.org.ua

Выдержит ли экономика Украины еще один год войны — The Economist.

Национальный банк Украины прогнозирует рост ВВП на 4% в 2024 году и на 4,3% в 2025 году.
Выдержит ли экономика Украины еще один год войны — The Economist.
e0110378da907f3b6bd86c193822922e_21.12.24_1

Украинская экономика впервые с начала полномасштабного вторжения России оказывается более здоровой, чем российская, по некоторым ключевым показателям. Однако в следующем 2025 году Украина столкнется с новыми вызовами. Пишет ТСН. Об этом сообщают Контракты.UA.

Об этом пишет в обзорной статье авторитетное издание The Economist.

В публикации говорится, что Нацбанк Украины прогнозирует рост ВВП на 4% в 2024 году и на 4,3% в 2025 году. Валюта в стране стабильна, а процентные ставки на уровне 13,5% остаются близкими к самому низкому уровню за 30 месяцев.

Тем временем в России ставки вскоре должны достичь 23%, чтобы остановить падение рубля, банки кажутся хрупкими, а ВВП должен вырасти лишь на 0,5-1,5% в 2025 году.

Выдержит ли энергетика

Главным вызовом для экономики Украины были российские удары по энергетической инфраструктуре. Однако, как отмечает издание, страна стала лучше подготовлена к таким потрясениям. В частности, в декабре были увеличены мощности импорта электроэнергии из ЕС почти на четверть, до 2,1 ГВт.

Глава НБУ Андрей Пышный прогнозирует, что стратегии преодоления и текущие ремонты сдержат средний дефицит электроэнергии в стране на уровне 6% от общего спроса в 2025 году и на уровне 3% в 2026 году.

Недостаток рабочей силы

Вторая проблема — нехватка рабочей силы. С 2022 года мобилизация, миграция и война привели к сокращению рабочей силы более чем на пятую часть — до 13 миллионов человек.

Спрос высок: количество вакансий достигло 65 000 в неделю, по сравнению с 7000 в первые недели войны, но в среднем вакансия привлекает лишь 1,3 заявки, по сравнению с 2 заявками довоенного 2021 года.

Дефицит бюджета

И наконец — дефицит финансирования. В 2025 году прогнозируется, что дефицит бюджета составит около 20% ВВП, однако почти вся сумма — 38 миллиардов долларов — будет профинансирована из внешних источников.

В июне G7 согласовала пакет долговых обязательств для Украины в размере 50 миллиардов долларов, которые должны быть выплачены за счет процентов, полученных от российских суверенных активов на сумму 260 миллиардов евро (273 миллиарда долларов), замороженных на Западе.

В начале декабря США передали свою долю в 20 миллиардов долларов в фонд Всемирного банка, который Украина может использовать для невоенных целей, хотя новоизбранный президент Дональд Трамп может попытаться усложнить Украине доступ к деньгам.

Если США прекратят поддержку

Украина, вероятно, сможет прожить без американских средств в 2025 году. Вместе с траншем в 18 миллиардов евро, который ЕС согласился предоставить в рамках предварительной программы, взносы других членов G7 восполнят пробел, прогнозирует Димитар Богов из Европейского банка реконструкции и развития.

Украина также имеет здоровые валютные резервы. Прогнозируется, что к концу 2024 года они вырастут до 43 миллиардов долларов — объем импорта за пять месяцев.

Тем не менее, если Америка выйдет, Украина может оказаться в безвыходной ситуации в 2026 году. Правительства ЕС, испытывающие ограничения в финансах и политически слабые, пишет The Economist, могут столкнуться с трудностями при оплате еще одного крупного счета.

Возможности Украины самостоятельно собрать больше ограничены: предложение повысить ряд налогов этим летом было отозвано после резкого сопротивления.

Напомним, что после подписания президентом закона о повышении налогов в Украине зафиксировано массовое закрытие физических лиц-предпринимателей. С момента вступления закона в силу свою деятельность прекратили 22,5 тысячи предпринимателей.