Украина постепенно восстанавливает экспорт. Это важно для обеспечения валютных поступлений в государственный бюджет, особенно в свете неопределенности с западной помощью. Так, за 2024 год Украина продала товаров на $41,627 млрд, что в деньгах означает рост на 15%, в весовом измерении - более чем на 30%. Если эти темпы экспорта удастся сохранить в течение нескольких лет, то есть возможность быстрого возвращения на довоенный уровень, считают в Торгово-промышленной палате Украины.
Тем не менее, для достижения этой цели экспортерам необходима поддержка государства для обеспечения логистики, открытия новых рынков и создания сильного бренда украинских товаров. О торговле с Евросоюзом и Китаем, сближении с Японией и диалоге с Польшей на уровне бизнес-ассоциаций в интервью UA.News рассказал Геннадий Чижиков, президент Торгово-промышленной палаты Украины.
Как изменились экспортные потоки за годы войны?
Геннадий Чижиков: Во-первых, произошли изменения в структуре экспорта. До войны значительная доля экспорта приходилась на металлургические, машиностроительные и химические предприятия, в основном находившиеся на востоке страны. В настоящее время более 60% экспорта составляет аграрная продукция. То есть металлургическая промышленность, ранее ведущая среди экспортеров, утратила свои позиции. Также стоит учитывать, что почти 20% наших территорий оккупированы, но даже в таких условиях нам удалось восстановить показатели экспорта до уровня 2021 года.
Во-вторых, изменилась география логистики. У нас сейчас два основных пути экспорта нашей продукции. Прежде всего, это морской коридор, через который мы поставляем продукцию таким крупным покупателям, как Китай, Египет и другим. На европейском направлении на первые места по экспорту вышли Польша, Испания, Германия, Нидерланды и Италия. Ранее эти страны занимали скромные позиции среди наших рынков сбыта, кроме Польши, через которую традиционно идет основной поток украинских товаров.
В-третьих, наблюдается положительная тенденция - среди экспортеров появляются небольшие компании. Они находят определенные ниши на рынке, например, в производстве пищевых продуктов. Есть примеры компаний, производящих батончики, различные снеки и выходящих с этой продукцией на рынки Японии и Австралии.
Что касается вызовов. Несмотря на постепенное восстановление экспорта, бизнес остро ощущает нехватку кредитных ресурсов и эффективного страхования рисков. Среди основных проблем также остается обеспечение логистики. Нам нужно искать пути для транспортировки наших товаров. Хотя морские ворота (порты Одессы) открыты, существует проблема: для судов, направляющихся туда, стоимость страхования слишком высока - проценты настолько велики, что это делает нашу продукцию неконкурентоспособной. Но у нас нет другого выхода. Мы работаем над решением этих проблем.
Какие еще рынки интересны для наших экспортеров?
Геннадий Чижиков: Несмотря на расстояние в более 6 000 км, Китай остается одним из крупнейших рын