Украина постепенно восстанавливает экспорт. Это важно для обеспечения валютных поступлений в государственный бюджет, особенно в свете неопределенности с западной помощью. Так, за 2024 год Украина продала товаров на $41,627 млрд, что в деньгах означает рост на 15%, в весовом измерении - более чем на 30%. Если эти темпы экспорта удастся сохранить в течение нескольких лет, то есть возможность быстрого возвращения на довоенный уровень, считают в Торгово-промышленной палате Украины.
Тем не менее, для достижения этой цели экспортерам необходима поддержка государства для обеспечения логистики, открытия новых рынков и создания сильного бренда украинских товаров. О торговле с Евросоюзом и Китаем, сближении с Японией и диалоге с Польшей на уровне бизнес-ассоциаций в интервью UA.News рассказал Геннадий Чижиков, президент Торгово-промышленной палаты Украины.
Как изменились экспортные потоки за годы войны?
Геннадий Чижиков: Во-первых, изменилась структура экспорта. До войны значительную долю составляли металлургические, машиностроительные и химические предприятия, в основном расположенные на востоке страны. Теперь более 60% экспорта - это аграрная продукция. То есть металлургическая промышленность, которая была лидером среди экспортеров, уступила свои позиции. Также стоит отметить, что почти 20% наших территорий оккупировано, но даже в таких условиях нам удалось восстановить экспортные показатели до уровня 2021 года.
Во-вторых, изменилась география логистики. У нас сейчас два основных пути экспорта нашей продукции. Во-первых, это морской коридор, через который мы поставляем товары таким крупным покупателям, как Китай, Египет и другие. На европейском направлении на первые места по экспорту вышли Польша, Испания, Германия, Нидерланды и Италия. Ранее эти страны занимали скромное место среди наших рынков сбыта, кроме Польши, через которую традиционно идет основной поток украинских товаров.
В-третьих, наблюдается позитивный тренд - среди экспортеров появляются небольшие компании, которые находят ниши на рынке, например, в сфере пищевых продуктов. Есть примеры компаний, которые производят батончики и различные снеки и выходят с этой продукцией на рынки Японии и Австралии.
Что касается вызовов, то, несмотря на постепенное восстановление экспорта, бизнес остро ощущает нехватку кредитных ресурсов и эффективного страхования рисков. Основными вызовами также остаются вопросы логистики. Мы должны искать пути транспортировки наших товаров. Хотя морские ворота (порты Одессы) открыты, существует проблема: для судов, направляющихся туда, страхование слишком дорогое - проценты настолько высоки, что это делает нашу продукцию неконкурентоспособной. Однако у нас нет другого выбора. Мы продолжаем работать над решением этих проблем.
Какие еще рынки интересны для наших экспортеров?
Геннадий Чижиков: Несмотря на расстояние в более 6 000 км, Китай остается одним из крупнейших импортеров украинских товаров