В Украине увеличивается количество рабочих вакансий, которые недавно занимали мужчины до 60 лет — об этом в комментарии для ТСН.ua сообщила HR-эксперт Татьяна Пашкина. Об этом информируют Контракты.UA.
Согласно данным жителей крупных городов и сельской местности, в некоторых местах ощущается нехватка частных рабочих, которые занимаются ремонтом сантехники, электричества, окон или способны выполнить мелкий ремонт жилья.
"Мы недавно утепляли балкон, нам установили новые окна. После этого я позвонила двум мастерам, которые до войны занимались монтажом откосов. Как оказалось, ни один из них не сможет приехать в ближайшее время, оба сказали, что защищают страну от российских оккупантов, попросили подождать окончания войны", — рассказала ТСН.ua жительница Фастова Киевской области.
Кроме того, на профильных сайтах объявлений некоторые мастера начали указывать, что гарантируют свой приезд к заказчику, потому что не имеют проблем с военно-учетными документами и могут беспрепятственно передвигаться в пределах того или иного населенного пункта.
О ситуации, которая сложилась, Татьяна Пашкина говорит так: "Во-первых, у нас есть ситуация с мобилизацией. Большое количество специалистов, которые этим (ремонтными работами — Ред.) занимались, уже мобилизованы. Соответственно, "монтируют окна" восточнее или южнее. Существует количество специалистов, которые не готовы выходить на улицу. Я вижу много резюме, где люди указывают, что будут работать удаленно или ищут работу поблизости от места жительства, чтобы логистика от дома до работы была незначительной".
К этому эксперт добавляет: "Сейчас Гоструда пытается предложить женщинам освоить мужские профессии, речь идет о сотнях тысяч женщин, но это капля в море. Определенное количество таких задач действительно могут выполнять и женщины или возможна подготовка специалистов в возрасте до 25 лет или после 60 лет. Потому что удаленно такую работу (ремонты чего угодно — Ред.) точно не выполнишь".
По словам Пашкиной, рецепт нормализации ситуации прост: сделать рабочие профессии экономически эффективными.
"Возможно, примером является Европа, где сантехник — это такая же уважаемая профессия, как и профессор истории. При этом и оплата труда должна быть другой, конечно, с другим качеством услуг", — говорит Татьяна Пашкина.
На вопрос о том, о какой сложной мужской профессии, которую освоила женщина, пришлось узнать после полномасштабного вторжения, Татьяна Пашкина ответила нам так: "Самым странным был случай, когда женщина стала кузнецом. Это был бизнес её мужа, которого мобилизовали. Женщина взялась за молоток".
О общем увеличении вакансий в Украине эксперт говорит так: "В сентябре сайты по трудоустройству зафиксировали два рекорда. Количество вакансий увеличивается".
По данным сайтов по трудоустройству, ситуация с вакансиями в последнее время такова, что не хватает работников в таких сферах:
- Обслуживание
- Рабочие специальности, производство
- Продажи, закупки
Женщины идут в мебельщики и водители
О нехватке работников отдельных профессий, которые считаются ментально мужскими, в этом году заявляла и Гоструда. Например, еще в мае эта организация сообщала о нехватке работников в мебельной промышленности.
"Украинская мебельная промышленность в настоящее время испытывает недостаток квалифицированных кадров, в частности — операторов деревообрабатывающих станков и конструкторов мебели. Эта проблема является серьезным барьером для дальнейшего развития отрасли и экономики в целом", — отчиталась Гоструда.
Кроме того, в начале этого года там отмечали, что есть примеры, когда женщины осваивали профессию электросварщика, тракториста, водителя категории С и даже кузнеца.
Водители автобусов и троллейбусов с 18 лет
Отдельно о проблеме нехватки кадров не раз заявляли представители транспортной сферы.
Эксперты подчеркивают, что вопрос кадровой нехватки на транспортных предприятиях стоит очень остро, даже больше, чем наличие техники или финансов.
"Среди кадровых рекомендаций предлагается изменить возрастное ограничение для обучения и доступа к работе водителем троллейбуса и автобуса. Сейчас допуск к управлению городским электрическим транспортом разрешен с 21 года. На основе мнений транспортников из разных городов, рекомендуем рассмотреть вопрос внедрения в Украине возможности обучения и трудоустройства водителей автобусов и троллейбусов с 18 лет", - отмечали активисты, которые исследуют ситуацию в транспортной сфере.
Ранее сообщалось о том, что в трех отраслях взлетели зарплаты.