Российские участники масштабного обмена заключённых между странами Запада и РФ Илья Яшин, Владимир Кара-Мурза и Андрей Пивоваров провели пресс-конференцию в немецком Бонне. В том, почему заявления росопозиционеров возмутили украинцев и насколько весомым будет их голос в мире, разбирался .
Освобожденная российская оппозиционная троица в лице Яшина, Кара-Мурзы и Пивоварова подтвердила, что продолжит заниматься политикой, сосредоточившись при этом на международных делах.
В данном контексте, рассуждая о санкционной политике Запада, Кара-Мурза подчеркнул, что сейчас санкции западных стран направлены "не против режима Путина, а против всех российских граждан".
"И это, по моему мнению, крайне несправедливо и контрпродуктивно. Разве не существует десятков миллионов людей, которые выступают против войны? Поэтому я вижу основной акцент своей деятельности в том, чтобы напоминать людям в свободном мире, что Россия и Путин — это не одно и то же. Санкции должны быть откалиброваны таким образом, чтобы они были направлены на Путина, а не на простых граждан России", — отметил Кара-Мурза, попутно выразив уверенность, что Россия когда-нибудь станет "нормальной демократической страной".
В свою очередь Андрей Пивоваров отметил, что даже находясь в тюрьме, он пытался "внимательно следить за общественно-политической дискуссией". Он отметил, что видит свою задачу в том, чтобы выработать шаги, которые позволят людям, выступающим против путинского режима, выражать свою позицию с минимальными рисками. Подробностей этого замысла Пивоваров не привёл, но при этом несколько раз подряд отметил необходимость ослабления тех санкций в отношении России, которые вредят "простым людям". Он призвал мировое сообщество не закрываться от России и дать россиянам возможность "увидеть, что здесь не живут враги".
Тем временем Илья Яшин рассказал, как он видит завершение войны. В частности, отвечая на этот вопрос, он исключил возможность возвращения под контроль Украины оккупированных территорий.
Этим заявлением российский оппозиционер вызвал волну возмущения в украинском сегменте соцсетей. "Отличать "хороших" россиян от "плохих" становится все труднее. Они практически одинаково ведут себя в тюрьме и на свободе", — написал в Facebook политолог Виктор Небоженко.
Между тем, во время стрима на своём Youtube-канале в воскресенье, 4 августа Яшин кардинально откорректировал свою позицию и подчеркнул: "Ключевая задача для всех людей, которые хотят жить в свободном мире, — это спасение Украины. Спасение Украины от Путина — это правильный выбор и с прагматической, и с моральной точки зрения. Этот выбор вполне соответствует реальным интересам России. Поэтому патриотическая позиция — это требование вывести войска из Украины".
"Не в украинском мейнстриме, но... Искренне рад, что российских политических заключённых вытащили из тюрем и не дали с ними расправиться в России вплоть до лишения жизни. Уверен, с такими людьми можно говорить и убеждать их. Нет "хороших или плохих" русских. Есть преступники, есть покорное большинство и есть ещё те, кто полностью не обманут российской пропагандой. Они или в тюрьмах, или заграницей. Они никогда не примут украинские национальные интересы. Но в совместной борьбе с российским режимом нам надо находить аргументы для поиска общих эффективных путей", — отмечает экс-посол Украины в США Валерий Чалый.
В то же время эксперты, с которыми пообщался , не столь однозначны в своих оценках.
В частности, политолог Игорь Рейтерович в разговоре с отмечает: "Украина не должна проявлять никакой инициативы по коммуникации с российскими оппозиционерами, которые в результате обмена Запада на РФ вышли на свободу. Почему? Потому что, при всем уважении к этим людям, они — никто. Они не являются представителями каких-то политических сил. Это просто отдельные персоны, которые ранее занимались оппозиционной деятельностью".
По убеждению эксперта голос Яшина, Кара-Мурзы, Пивоварова и других будет иметь нулевое влияние на российскую аудиторию, поскольку их маргинализировали по полной программе и они вообще не представляют никакой опасности как для режима Путина, так и для самого Путина.
"Тем более их нельзя рассматривать в контексте альтернативы власти, поскольку глубинный русский народ не любит, когда кто-то, находясь за границей, рассказывает, как им жить. Между тем, теперь у уже бывших российских политзаключенных определенное время будет влияние на часть общественного мнения на Западе. Но не столько в контексте российско-украинской войны, сколько в контексте того, что вообще сейчас происходит в России", — подчеркивает Игорь Рейтерович.
Относительно антисанкционных призывов освобожденных росопозиционеров, то ожидать каких-то изменений не стоит, считает политолог.
"На Западе есть консенсус относительно санкций в отношении России и этот консенсус заключается в том, что те санкции, которые есть на сегодняшний день должны сохраняться как минимум до завершения войны. Не думаю, что та же Германия, где находятся Кара-Мурза и другие деятели, вдруг изменит свою политику так, чтобы простым россиянам было "очень хорошо". Шольц думает о том, чтобы хорошо было немцам и это — ключевой момент", — заключает Игорь Рейтерович.
В свою очередь политолог Алексей Якубин в разговоре с , отмечает: "Несмотря на то, что даже до тюрьмы деятельность того же Яшина или Кара-Мурзы была достаточно ограничена, определенную аудиторию в России они имели. И эта аудитория, не будучи публичной, где-то там в РФ есть и сегодня. Сложно сказать, каков её процент, но очевидно, что именно к этим россиянам апеллируют освобожденные оппозиционеры из РФ".
При этом политолог считает, что их заявления, в частности те, что касаются ослабления санкций в отношении России, частично резонируют с представлением западной аудитории.
"Важно понимать, что ещё со времен Холодной войны США и Запад в целом разделяли власть и общество тогда в СССР, а сейчас в РФ. И мне кажется, что с точки зрения такого подхода "антисанкционные" призывы того же Кара-Мурзы могут иметь резонанс на Западе, ведь они отражают позицию отдельных западных политиков, которые говорят о необходимости таргетированного санкционного подхода в отношении власти РФ, а не в отношении рядовых россиян", — подчеркивает Алексей Якубин.
Отдельно эксперт обращает внимание на изменение риторики недавних политических заключённых Кремля: "Если раньше они заявляли о том, что режим Путина можно изменить только военным путём, то сейчас таких сигналов мы уже не слышим. Возможно, это связано с тем, что часть из только что освобожденных рос оппозиционеров видит свои политические перспективы непосредственно в России при условии какой-то относительной либерализации. Собственно, поэтому они и выбрали другую риторику".
Washington Post сообщает, что после обмена заключёнными между США и РФ, в Киеве забеспокоились из-за того, что обе страны могут так же тайно договариваться и о мире в Украине.
WP констатирует, что украинские официальные лица будут настаивать на том, чтобы Джо Байден придерживался своего обещания: "Ничего об Украине без Украины".
Напомнив о том, что 10 лет назад, после вторжения России на восток Украины, лидеры Франции и Германии Франсуа Олланд и Ангела Меркель подтолкнули тогдашнего президента Порошенко подписать Минские договоренности на крайне невыгодных условиях, издание констатирует, что и сегодня у Украины есть веские основания для беспокойства по поводу того, что её могут заставить пойти на "неприемлемые компромиссы".
Между тем о том, что Вашингтон и Москва якобы смогли избежать дальнейшей эскалации конфликта благодаря вмешательству США, которые отказали Киев от проведения некой секретной операции, сообщил заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков. При этом рос дипломат отдельно заметил, что Россия не планирует идти на уступки Соединенным Штатам и будет договариваться "баш на баш".
Между тем политолог Игорь Рейтерович, комментируя эти сигналы, отметил следующее: "Не думаю, что США и РФ могут говорить о каком-то мире в Украине, потому что тот же Салливан публично заявлял, что каналы обмена заключёнными не касались собственно контакта с Путиным. Это, во-первых, во-первых. Во-вторых, тему о том, что США вместе с РФ вроде бы предупредили какую-то операцию Украины, что сделало невозможным эскалацию, россияне специально раскрутили — мол, они едва не заставили Вашингтон надавить на Украину. Мне кажется, что в данном случае речь идёт об атаках Украины на РЛС и какие-то силы сдерживания. Но это не более чем эпизод и по крайней мере пока никаких переговоров о мире за нашей спиной не происходит".
В то же время в том, что недавний обмен заключёнными снял определенный психологический барьер между Россией и Белым домом убежден политолог Алексей Якубин.
"После полномасштабного российского вторжения в 2022 году даже по чрезвычайно важным проектам, таким как, например, оружие массового поражения, между США и Кремлем была "заморозка". А вот этот обмен показал, что стороны могут договариваться друг с другом", — отмечает эксперт.
Аналогичным образом, по мнению политолога, Вашингтон и Москва могут попытаться изменить собственный подход к российско-украинской войне с точки зрения того, нужно вести мирные переговоры или нет. И если бы администрация Байдена инициировала бы сейчас подобные переговоры, то демократы, убежден политолог, точно выбили бы соответствующий козырь из рук Трампа.